На Главную страницу

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

ОТДЕЛЕНИЕ
МЕХАНИЗАЦИИ, ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
И АВТОМАТИЗАЦИИ

117218, Москва, ул. Кржижановского, 15, корп. 2, тел. 124-80-65
E-mail: agroingeneria@yandex.ru

 

Об Отделении

Структура и
 состав Отделения
 

 Научные
 организации

 Научная
 деятельность

Прикладные разработки
и инновации 

 Перспективные
 исследования

 WEB-публикации


Академия
Президиум
Отделения

Ведущие
ученые

агроинженерной
науки

Web-сайты 
и
E-mail
институтов

Отделения:
ВИМ
ГОСНИТИ
ВИЭСХ
ВНИПТИМЭСХ
СЗНИИМЭСХ
ВНИПТИМЛ
ВНИИМЖ
ДальНИПТИМЭСХ
НИКПТИЖ
ВИИТиН
ВНИМС
ВНИИЛК

 

Прикладные разработки,
представленные
на web-сайтах

институтов
Отделения:

ВИМ
ГОСНИТИ
ВИЭСХ
ВНИПТИМЭСХ
СЗНИИМЭСХ
ВНИПТИМЛ
ВНИИМЖ
ДальНИПТИМЭСХ
НИКПТИЖ
ВИИТиН
ВНИМС
ВНИИЛК

 

 

 


 

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ТЕХНОЛОГИИ и РАЗРАБОТКИ
 2004 года
 

По Заданию 04

 

Задание 04. Разработать методы эффективного использования трудовых и технических ресурсов, повышения надежности агрегатов и поддержания их работоспособности, технологические и организационные системы технического, снабженческого и других видов сервиса агропромышленных товаропроизводителей выполняли 6 НИУ Отделения:
ГОСНИТИ, ВНИИМЖ, ВНИМС, ВИИТиН, ВНИПТИМЭСХ, СЗНИИМЭСХ и СибИМЭ.

В результате проведенных исследований по заданию получена следующая основная научно-техническая продукция.
Проведен анализ организации ремонта машин в регионах и затрат на их техническое обслуживание и ремонт (ТОР). Установлено, что в 44 субъектах РФ количество РТП и РЗ уменьшилось с 1305 до 875 ед., из которых только 691 предприятие (79%) занимается ремонтом и техническим обслуживанием сельскохозяйственной техники.
По результатам анализа разработан комплекс рекомендаций по совершенствованию системы ТОР, который включает: дополнение ремонтно-обслуживающих воздействий такими видами услуг, как модернизация и утилизация техники; все более заинтересованное участие заводов-изготовителей в ремонте, ТО, модернизации и утилизации машин; особенности ТО и ремонта лизинговой техники (подготовлен проект концепции обслуживания и технического сопровождения машин, переданных в лизинг); формирование сети региональных дилеров, технических сервисных центров, агентов, торговых домок к ремонтных предприятий нового поколения. Предложения отражены в подготовленном к изданию РТМ «Система ТОР сельскохозяйственной техники».

По развитию машинно-технологических станций проанализирована работа 533 МТС в различных регионах РФ. Установлено, что количество тракторов в 2003 г. в этих МТС составило 4988, в том числе импортных - 132 ед., или на одну станцию 9,4 трактора. Количество зерноуборочных комбайнов в отчетном году - 3578 шт., в том числе импортных — 1247. Общая площадь пашни, обслуживаемой МТС в 2003 г., составила 2,9 млн. га. В среднем, одна МТС в 2003 г. обслуживала 5444 га.
Выручка от полученной продукции и выполненных работ в 2003 году составила 3,72 млрд. руб. или на 13,9 % больше по сравнению с предыдущим годом. По сравнению с 2000 годом этот показатель оказался больше в 4,46 раза. Однако прибыль от реализации продукции, работ, услуг оказалась отрицательной - 96 млн. руб. или в среднем на одну МТС -180 тыс. руб.
По результатам проведенного анализа разработана программа повышения эффективности работы МТС. Обоснованы различные варианты техно-рабочих проектов МТС, отличающихся работой: в составе агрофирмы; на арендных или собственных землях; по договорам о совместной деятельности; на подряде; в смешенном варианте.
Учитывая возросшую стоимость машин, а также использование значительного количества импортной техники в МТС, решена задача определения предельной цены машины в зависимости от урожайности сельскохозяйственной культуры, производительности приобретаемого образца, качества его работы и др. факторов. Разработаны рекомендации по повышению эффективности использования техники и внедрению интенсивных и ресурсосберегающих технологий производства продукции растениеводства в условиях
МТС.

По разработке наукоемких базовых технологий и ремонт но-технологического оборудования для оснащения сервисных предприятий и служб проведена модернизация и подготовка к производству 7 стендов для обкатки и испытания узлов, агрегатов и машин в целом при их ремонте (генераторов и стартеров электрооборудования, дизельной топливной аппаратуры, аксиально-поршневых гидроагрегатов, двигателей большегрузных автомобилей и тракторов гидрошлангов). Они обеспечивают снижение стоимости работ в 1,5-2 раза при одновременном повышении производительности в 2-2,5 раза, повышение точности контроля в 1,5-2 раза.
Разработана новая нормативно-техническая документация на текущий и капитальный ремонт двигателей ЯМЗ-238ДК, трактора ВТ-100Д, шасси тракторов Т-4А, Т-4.02, шасси зерноуборочных комбайнов типа «Енисей-1200» и его модификаций.
Проведены исследования и обоснован 100% ресурс отремонтированных двигателей ЯМЗ-238 и Д-240. Достижение высоких ресурсных показателей основано на теоретически обоснованной оптимизации предельно допустимых размеров ресурсоопределяющих деталей и сопряжении, применении технологического процесса с использованием высокоточного станочного инструмента, позволяющего увеличить качество обработки поверхностей, повысить в 1,52 раза точность обработки деталей, улучшить экономическую эффективность, производительность и культуру ремонтного производства.
Разработан ряд новых диагностических приборов для контроля и регулировки электронного оснащения зерноуборочных комбайнов типа Дон-1500, экспресс-проверки качества сборки цилиндро-поршневой группы двигателей, для контроля рулевого управления колесных тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин, дроссель-расходомер для диагностирования гидроагрегатов тракторов и самоходных машин, электронный автостетоскоп для оперативного выявления неисправностей в агрегатах тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.
Разработана компьютерная программа «Инструментальный контроль тракторов и самоходных машин инспекциями гостехнадзора». Обоснованы номенклатура, нормативы, технологические режимы; подготовлена база данных по всем контролируемым параметрам для 21 марки тракторов и сельскохозяйственных машин; разработана принципиальная схема компоновки средств инструментального контроля для передвижного поста технического контроля тракторов и самоходных машин.

По обеспечению ремонтопригодности и надежности техники проведена экспериментальная оценка безотказности и ремонтопригодности новых машин, проходящих приемочные испытания на МИС. Установлено, что ни одна из машин не соответствует нормативным требованиям надежности. Наилучшие показатели получены по тракторам К-744, однако наработка на сложный отказ у этих тракторов составила всего 188 часов, вместо 350 по нормативу и 2500 моточ. у зарубежных тракторов. По показателям ремонтопригодности также ни одна из машин не соответствует нормативам. По результатам проведенного анализа разработана методика определения ремонтопригодности новых машин, в которой предложены нормируемые и дополнительные (информационные) показатели безотказности и ремонтопригодности и рекомендации по совершенствованию надежности новых машин и испытаний на МИС. Использование разработок позволит повысить коэффициент готовности машин до норматива, сократить простои по техническим причинам на 20%.

По технологиям и средствам обеспечения экологической безопасности и охраны труда при эксплуатации машин и техническом сервисе разработаны: комплекс мероприятий и основные направления организации и совершенствования технологических процессов на рабочих местах и участках предприятий техсервиса в целях снижения в 2-2,5 раза вредных и опасных выбросов для здоровья работающих.
Разработан комплект методик инструментального контроля условий | труда при аттестации рабочих мест и сертификации работ при эксплуатации Ц и техсервисе тракторов и сельскохозяйственных машин. Обоснована оптимальная система контролируемых параметров и средств инструментального контроля условий труда на рабочем месте оператора в кабине тракторов и самоходных сельскохозяйственных машин.

По восстановлению деталей машин разработана технология восстановления и упрочнения деталей сельскохозяйственных машин электроконтактной приваркой компактных (металлическая лента, проволока) и порошковых материалов. Разработаны алгоритм и программа расчета параметров и режимов процесса восстановления и упрочнения цилиндрических деталей. Показано, что предложенная расчетная модель позволяет прогнозировать структуру покрытия и зоны термического влияния и, следовательно, управлять качеством восстановленной или упрочненной детали.
Разработана технология восстановления изношенных узлов и механизмов без разборки в режиме штатной эксплуатации дизельных двигателей тракторов при помощи ремонтно-восстановительных составов (РВС). Впервые в условиях рядовой эксплуатации трактора К-701 применен безразборный метод восстановления ресурса двигателя ЯМЗ-240. Установлено, что за счет применения РВС межремонтный интервал двигателя ЯМЗ-240 без разборки и ремонта увеличен более чем в два раза.

По компьютерным технологиям сельскохозяйственного производства разработан технорабочий проект «Автоматизированная система обучения специалистов сельского хозяйства технологиям переработки и реализации сельскохозяйственной продукции с учетом зональных особенностей» Проект позволяет выполнять многовариантные материальные расчеты сырья, выхода продукции, перерасчета производственных рецептур с учетом их взаимозаменяемости, выбирать экономически выгодные способы переработки сельскохозяйственной продукции. Программное обеспечение и алгоритмы решения задач проекта прошли опытную апробацию в СПК «Мурминский» Рязанской области и получили высокую оценку специалистов хозяйства.

По научным положениям технической политики в обеспечении сельского хозяйства материально-техническими ресурсами разработан технический проект «Автоматизированный комплекс задач по рациональному размещению дилерской сети производителей сельскохозяйственной техники», позволяющий проводить практические расчеты по оценке вариантов размещения дилерской сети в сбытовом регионе, определять менее затратный вариант размещения из всех потенциально возможных в регионе, сократить число посредников, снизить совокупные затраты по доведению продукции заводов сельскохозяйственного машиностроения до ее потребителей за счет логистизации грузопотоков и размещения региональных дилерских сетей. Проект апробирован на примере дилерской сети Волгоградского тракторного завода в Воронежской области.
Разработаны предложения по формированию логистической системы обеспечения сельского хозяйства товарами производственно-технического назначения, охватывающей основные ее сферы: организационно-структурное построение и этапность формирования, информационное и правовое обеспечение процесса формирования и функционирования, организацию складского хозяйства, организацию дилерства, лизинга и маркетинга в рамках системы. Функционирование предложенной интегрированной макрологистической структуры позволит сформировать условия для эффективных организационно и товарно-денежных отношений в сфере материального снабжения сельского хозяйства, сократить совокупные затраты сельхозтоваропроизводителей на приобретение техники и запасных частей, снизить трансакционные издержки участников логистической системы, активизировать работы по продвижению новых машин и технологий до сельхозтоваропроизводителей, осуществлять эффективную внешнеэкономическую деятельность.

В целом по Заданию 04 получена следующая научно-техническая продукция: концепции, прогнозы, монографии - 14; высокие технологии и технологические процессы - 18; новые машины, оборудование и приборы - 22, из них прошли государственные испытания - 2; изделия, внедренные в производство - 6; патенты на изобретения - 8; опубликованные научные труды - 178; выполненные договора с зарубежными партнерами о научно-техническом сотрудничестве и поставках продукции - 3
 

 
Академик-
секретарь

Отделения

Бюро

Члены
Отделения

Научно-
методические
Советы


АДРЕСА
и  телефоны
институтов:

ВИМ
ГОСНИТИ
ВИЭСХ
ВНИПТИМЭСХ
СЗНИИМЭСХ
ВНИПТИМЛ
ВНИИМЖ
ДальНИПТИМЭСХ
НИКПТИЖ
ВИИТиН
ВНИМС
ВНИИЛК



ТЕМАТИЧЕСКИЕ
разработки

институтов


ПЕРЕЧНИ
прикладных
разработок

институтов:

ВИМ
ГОСНИТИ
ВИЭСХ
ВНИПТИМЭСХ
СЗНИИМЭСХ
ВНИПТИМЛ
ВНИИМЖ
ДальНИПТИМЭСХ
НИКПТИЖ
ВИИТиН
ВНИМС
ВНИИЛК


Участие

институтов

в  научной
ПРОГРАММЕ

Академии:

ВИМ
ГОСНИТИ
ВИЭСХ
ВНИПТИМЭСХ
СЗНИИМЭСХ
ВНИПТИМЛ
ВНИИМЖ
ДальНИПТИМЭСХ
НИКПТИЖ
ВИИТиН
ВНИМС
ВНИИЛК

 


   

 
Хостинг от uCoz